Что такое расстройство аутистического спектра?
Аутизм, а точнее - расстройство аутистического спектра - это нарушение психического развития, при котором происходит разобщение (дезинтеграция) высших психических функций - речи, мышления, социальных навыков.
РАС приводит к выраженному нарушению адаптации ребенка в обществе, примерно в 3/4 случаев расстройству сопутствует интеллектуальная недостаточность.
По данным экономически развитых стран РАС встречаются примерно у 3-9 детей из 1000,при этом у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Какие причины аутизма?
Причины РАС не установлены, современное понимание предполагает сочетание и одновременное воздействие нескольких факторов - генетическая предрасположенность, нарушение внутриутробного развития (вследствие гипоксии, перенесенной инфекции), влияние социальной и психологической среды.
Основные признаки расстройства аутистического спектра:
- Нарушение социального взаимодействия - нет стремления к обществу других людей,непонимание и отвержение социальных норм и правил.
- Нарушение или невозможность коммуникации - речь отсутствует или не используется для общения. Жесты и мимика резко ограничены и искажены, также не используются для общения.
- Ограниченные, повторяющиеся негибкие интересы и шаблоны поведения.
Родители, педагоги, врачи-педиатры должны располагать полной и достоверной информацией о РАС.
Чем раньше выявить проблему, тем более эффективную и полноценную помощь можно оказать ребенку и семье. Важно не упустить сенситивные периоды развития ребенка (то есть то время, когда ребенок познает окружающий мир непосредственно - рассматривает предметы, трогает, пробует на вкус), не допустить закрепления и прогрессирования аутистической симптоматики.
Как проявляется аутизм?
На что следует обращать внимание?
- любой регресс в развитии ребенка, то есть утрата, потеря ранее приобретенных навыков (перестала развиваться или пропала речь, ребенок перестал проситься на горшок и т. д).
- ребенок не контактирует - не смотрит в глаза, не улыбается в ответ на улыбкувзрослого, не реагирует на свое имя.
- не вступает в игру со сверстниками, не понимает правила игры.
- необычная, непонятная игра - рвет бумагу на мелкие клочки, крутит колеса у машинок, ручки электроприборов, на улице собирает камни или палки; игрушки использует не по назначению - обнюхивает, облизывает, стучит.
- нарушено развитие речи - ребенок издает непонятные звуки, визг; выкрикивает отдельные слова; повторяет слова по несколько раз; говорит цитатами - повторяет фразы из стихов, мультфильмов, рекламных слоганов - без связи с ситуацией.
- агрессия и самоагрессия - бьется головой, выкручивает пальцы и кисти рук, щипает, кусает себя или других.
- разнообразные и необоснованные страхи - бытовых приборов, домашних животных, магазинов и торговых центров.
- боязнь и отвержение всего нового - одежды, игрушек; страх попробовать новую пищу, отказ от новых маршрутов на прогулке.
- избирательность в еде, отказ от твердой пищи.
- самостимуляция - ребенок кружится на месте, хлопает руками, трясет кистями рук.
- проблемы с привитием гигиенических навыков - приучением к туалету, купанием, стрижкой ногтей и волос
- внезапные и продолжительные «истерики» - приступы громкого плача, крика, во время которых ребенок может падать, биться головой, стучать руками и ногами, наносить себе повреждения
Почему нужно обращаться к врачу-психиатру?
Поскольку аутистическое расстройство - это нарушение развития психики, то достоверно установить диагноз может только врач-психиатр. Педагоги или врачи других специальностей (педиатр, невролог) могут лишь предположить наличие расстройства у ребенка.
Врач-психиатр при необходимости назначает дополнительное обследование. Это может быть МРТ головного мозга, электроэнцефалография, анализы крови, экспериментальнопсихологическое исследование.
После установления диагноза врач-психиатр определяет необходимость медикаментозного лечения, подбирает лекарственные препараты, дозировку.
Врач-психиатр также рекомендует абилитационные и реабилитационные мероприятия, дает заключение для медико-педагогической комиссии с целью определения специальной образовательной программы (как в детском саду, так и в школе) и дополнительных видов помощи в образовательном учреждении.